Слияния и поглощения. Почему они бывают неэффективны? (mergers and aquisitions. Why are they not effective?)

Главная » Инвестиции » Слияния и поглощения. Почему они бывают неэффективны? (mergers and aquisitions. Why are they not effective?)

Неэффективность слияний и поглощений.

Ни для кого не секрет, что большинство слияний неэффективны. Те, кто выступает за слияния и поглощения спорят, что слияния сокращают расходы или увеличивают на более чем необходимую, для того чтобы оправдать ценовую премию.

Это может звучать тривиально: просто объединить компьютерные системы, соединить несколько отделов, использовать экономию на масштабах для снижения цены поставок и объединенный гигант должен быть более выгодным, чем две отдельные компании. В теории, 1 +1 = 3 звучит замечательно, но на практике, все может получиться совсем наоборот.

Исторические тенденции показывают, что примерно две трети крупных слияний являются разочарованием для держателей акций и инвесторов, а это значит, что они будут обесцениваться на фондовом рынке. Мотивы, которые побуждают на слияния могут быть ошибочными и эффективность от экономии на масштабах может оказаться недостижимой. Во многих случаях, проблемы, связанные с попыткой объединить превышают преимущества таких сделок.

Проблема с намерениями

Растущий рынок ценных бумаг поощряет слияния, которые могут очень проблемными. Сделки, сделанные с компаниями с высоким рейтингом могут быть слишком дешевыми и легкими, тем не менее стратегическое мышление при совершении таких сделок зачастую бывает таким же дешевым и легким. Кроме того,  очень часто топ-менеджеры совершают слияния только потому, что другие компании в отрасли сливаются. Своего рода подражание и следование примеру конкурентов.

Вторым мотивом слияний зачастую является повышение репутации компании и так называемый «набор» славы. Эго высшего менеджмента компании, которое усиливается за счет покупки конкурентов, является основной движущей силой для сделок М & A, а в сочетании с влияниями инвест — банкиров, юристов и других различных советников и консультантов , которые могут заработать большие гонорары от клиентов, это движущая сила эго увеличивается экспоненциально. Большинство руководителей имеет такие «неправильные» намерения,  потому что они хотят быть самыми большим и лучшими в отрасли, а многие топ-менеджеры получают большие бонусы от слияний,  в независимости от того, что происходит с ценами акций после сделок  M&A.

Третьей причиной слияний может быть страх перед конкуренцией и другими факторами. Глобализация, появление новых технологических разработок или быстро меняющаяся экономическая обстановка делает перспективы компаний неопределенными- все это может создать климат для рассмотрения возможностей оборонительных слияний, которые почти всегда не имеют ничего общего с эффективностью. Иногда руководство  чувствует, что они не имеют выбора и должны приобрести конкурента, прежде чем этот конкурент приобретет их самих. Аргумент состоит в том, что только крупные игроки смогут перебороть страхи и, соответственно, избежать неэффективных слияний.

Слияния и поглощения

Препятствия

При слияниях топ-менеджеры зачастую тратят слишком много времени на решения проблем, связанных с данными инвестиционными сделками и совсем забывают об их основном бизнесе.  Кроме того, менеджмент может недооценить потенциальные трудности при слияниях и в связи с этим быть неготовым к ним, в момент возникновения.

Шансы на успех в дальнейшем понижаются, если корпоративная культуры компаний сильно отличаются. При слияниях основное внимание уделяется получению синергии или эффективности конечного продукта, при этом различия в культуре компаний игнорируются. Это ошибочно, когда предполагается, что рабочим персоналом можно пренебречь Например, сотрудники целевой компании могут быть приучены легкому доступу к руководству, гибкому графику работы и свободному дресс-коду. Эти аспекты рабочей среды могут показаться незначительными, но если новое руководство будет игнорировать их,  то результат может быть выражен обиженными и притесненными работниками и сокращением производительности труда.

Исследование консалтинговой компании McKinsey находит дополнительные причины провала сделок M&A. В публикации делается вывод, что компании часто уделяют слишком много внимания сокращению расходов при слияниях, из-за чего в конечно итоге понижается прибыль. Объединенные компании могут сосредоточиться на интеграции и сокращении расходов настолько сильно, что они пренебрегают их основным бизнесом и делами,  тем самым теряя клиентов. Такая потеря доходов является одной из причин почему так много слияний завершаются провалом и не создают дополнительную прибыль акционерам.

Тем не менее не все слияния неудачны. Увеличение размера и глобальный охват могут быть очень выгодными преимуществами, а умные менеджеры могут «выжать» из купленных компаний-конкурентов дополнительную эффективность. Тем не менее, обещания заинтересованных сторон в сделках  M&A требуют тщательного изучения инвесторов. Успех слияний зависит от того, насколько реалистично топ-менеджеры оценивают все ньюансы, преимущества и недостатки и насколько хорошо они могут интегрировать две компании, сохраняя при этом баланс между основным бизнесом и решением возникающих трудностей.