Монополия – это термин описывающий состояние рынка, когда одна или группа компаний владеет единоличными правами сбыта товара. По своей сути монополия характеризуется отсутствием конкуренции на рынке, следствием чего зачастую являются высокие цены на предоставляемые товары и услуги и их низкое качество. В соответствии со словарным (академическим) определением монополия – это рынок, состоящий из единственной фирмы, имеющей право или возможность предоставлять услуги. Как правило в таких случаях компанию вынуждают лишиться своих активов путем продажи. Таким образом осуществляется регулирование монопольной деятельности, что обеспечивает эффективность рыночного развития.
Investocks объясняет «монополия»
Монополия является исключительным случаем при капитализме. Большинство людей считают, что система предоставления товаров и услуг одним представителем рынка является не состоятельной в виду отсутствия у них мотивационной системы при стремлении удовлетворить потребности покупателей. Правительство предпринимает попытки снизить власть монополий с помощью антимонопольных законов. Следует отметить существование определенных трудностей (противоречий) исполнения таких законов.Например предоставление патентов на новые изобретения. В некотором роде это дает право монопольного владения этим продуктом некоторый период времени. Причина такой политики проста: патент дает возможность создателям компенсировать средства, затраченные на разработку и внедрение изобретения. Теоретически такой способ использования монополии способствует продвижению инноваций.
Другим примером могут служить государственные монополии, обеспечивающие общество необходимыми для жизни услугами. На этом основании некоторые люди считают, что коммунальные предприятия (службы) должны предоставлять свои товары и услуги по доступной каждому человеку цене.